Дорогие друзья!
Понятно, что только классных занятий мало. Значит ребенок должен работать не только в классе, но и дома самостоятельно. Но кто дома будет читать текст? Когда-то предлагала друзьям объединяться в пары: сегодня я читаю тебе, а завтра ты мне. Помню недоуменный взгляд родителей, когда я им говорила, что они могут помочь своим детям, хотя бы раз в неделю читая вслух текст из сборника изложений и т. д. Где взять диктора, готового читать ученику 24 часа в сутки?
В первую очередь данное сообщение адресовано учителям русского языка. Но это не значит, что все остальные радостно запускают команду «Закрыть». Нет, Вы дочитываете до конца и пересказываете/ переписываете/ пересылаете преподавателям русского языка в своей школе. :-) Возможно, Вы сами захотите принять участие в том, что я сейчас буду предлагать.
1. Готовя своих учеников к изложению (и для ГИА !), словесники (да не только они) сталкиваются с одной и той же проблемой – слуховая память учащихся плохо развита. Психологами доказано, что у современного поколения преобладает зрительное восприятие информации. И что же нам, учителям русского языка, делать? Как помочь ребенку?
Понятно, что только классных занятий мало. Значит ребенок должен работать не только в классе, но и дома самостоятельно. Но кто дома будет читать текст? Когда-то предлагала друзьям объединяться в пары: сегодня я читаю тебе, а завтра ты мне. Помню недоуменный взгляд родителей, когда я им говорила, что они могут помочь своим детям, хотя бы раз в неделю читая вслух текст из сборника изложений и т. д. Где взять диктора, готового читать ученику 24 часа в сутки?
Проблема решаема, был бы компьютер и микрофон. Теперь можно тексты начитывать самим и в формате mp3, например, выкладывать на блог. Исходя из поставленных задач, Вы продумаете формат работы.
Вместе с Бабенко Татьяной Александровной мы озвучили 5 текстов. Каждый текст, естественно, читался два раза:1 прочтение – в обычном темпе, 2 – в слегка замедленном. Записанные звуковые и текстовые файлы выложили на страницы своих блогов: "Для тех, кто хочет знать…" (Силина С. В.), "Розовый слон" (Бабенко Т. А.).
2. К чему я все это пишу? Было бы замечательно, если бы Вы присоединились к нам и начитали 1 или 2 текста в 250-300 слов (я его вам вышлю, а, может, Вы сами предложите). Мы не только сможем предоставить ребенку возможность самостоятельно работать, когда он может и сколько может, но и будем приучать воспринимать на слух чтение незнакомых людей (разные голоса, разные интонации и т.п.) Словом, как на экзамене, когда читает незнакомый учитель и нет рядом твоего преподавателя.
3. И тогда у нас появится большая общая папка с mp3-файлами и текстами!
Если у вас нет своего блога, ничего страшного. Можете выкладывать на школьный сайт (предметная страница), высылать своим ученикам по почте, размещать в социальной сети (например, в «Вконтакте»), раздавать на флешки и т.д и т.п.
И напоследок. Проводите Вы контрольное изложение, а у Вас уже есть и 1, и 2 прочтение данного текста, самим читать не надо. :-) Или Вы заболели. Дети радуются: изложения не будет!!! Но не так-то было. Замещающий Вас учитель твердой рукой нажимает «Пуск» на Вашем блоге/своем/ где-то еще :-) , и … :-))))
В общем, если Вы заинтересовались, присоединяйтесь к нам с Татьяной!
P.S. Уже записанные пять изложений (1 и 2 прочтение + тексты с микротемами) можно скачать здесь.
А мне нравится идея. Думаю, поддержать могут не только словесники, но и другие предметники.
ОтветитьУдалитьУ меня только совсем дилетантский вопрос: а что мешает взять уже существующие mp3-записи, те же аудиокниги, где все начитано профессиональными чтецами? Или я не очень понимаю задачу?
Если проект делать... Светлана и Татьяна, расскажите нам, как вы записывали текст? В какой программе? Я бы думал, что самое простое для этой задачи — Audacity.
А вот с обменом интересно. Можно, конечно, паковать папку в архив и размещать на Народе, но для совместной работы над файлами есть более изящное решение. Dropbox!!! Читаем: http://internetno.net/2008/09/25/getdropbox/
Материалов по нему масса, он очень популярен, есть совершенно неожиданные решения.
А ещё можно разместить на PodFM.ru и обменяться ссылками.
ОтветитьУдалитьС есть еще WebAsyst и Box.net. Создаешь виджет в блоге на странице или на боковой панели. Я у себя разместила на странице. Очень просто загружать и также легко скачивать.
ОтветитьУдалитьДа, идея замечательная.
ОтветитьУдалитьЮрий Владимирович, тексты, начитанные профессионалами, хороши, но не подойдут. Во-первых, потому, что, как правило, на ГИА публицистика, во-вторых, потому, что есть определенная специфика чтения, которая прописана в инструкции к экзамену: "Первый раз текст читается громко, небыстро, выразительно, все слова должны звучать отчётливо. <...> Второй раз текст читается чуть медленнее (но не диктуется!), между абзацами делаются двухсекундные паузы". Так что если аудиокнига могла бы подойти для первого прослушивания текста, то уж для второго - точно нет...
В ЖЛ ( http://goo.gl/j1ofg ) интересный коммент про кнопку "Пауза"
ОтветитьУдалитьИрина, спасибо за подробный комментарий по поводу требований к текстам для ГИА! :-)
ОтветитьУдалитьЗаписывали мы в программе "Звукозапись Windows". В школьн. компьютере это приложение было в разделе программ "Развлечение". В своем нашла через "Поиск". Плюс нужен микрофон.
Спасибо, Юрий Владимирович, за Dropbox. Посмотрю.