понедельник, 20 февраля 2012 г.

Опыт аналитики по теме «Как оценивать урок с использованием ИКТ»

Текст от Зинаиды Юльевны Смирновой, занимавшейся на семинаре в 548 школе разработкой, сбором и аналитикой проблемы «Как оценивать урок с использованием ИКТ».

Уважаемые коллеги — участники семинара и неучастники тоже! Вот первые результаты анкетирования — пока сухие цифры, без интерпретаций. Интерпретировать попытаемся вместе.

Напоминаю общую канву. На семинаре в 548-й школе все участники пошли на уроки с вопросником (правда, не все сдали «ответник», но это только в скобках))).

42 человека (спасибо им огромное!) откликнулись на просьбу и заполнили анкету. Их ответы мы обработали и представили здесь.

Цель этого опроса — попытка определить критерии, по которым можно (или не стоит) оценивать урок с использованием ИКТ. Приходится констатировать, что сегодня в использовании информационных технологий в образовательном процессе многие видят «таблетку от всего», путь решения почти всех противоречий и проблем , существующих в нашем образовании. Итог — обманутые ожидания, дискредитирующие самую идею. Нередко приходится слышать: мы используем ИКТ, но существенных изменений не видно. Вот поэтому и хочется все-таки попытаться определить, как, по каким критериям оценивать образовательную деятельность с использованием ИКТ — чтобы в перспективе четко понимать, какие проблемы с их помощью решаются, а какие - нет.

Сама анкета — напоминаю — состояла из двух разделов. Первый раздел — это оценка критериев, по которым можно (или не стоит) оценивать урок с использованием ИКТ. Второй — сравнение ИКТ-урока и урока традиционного. Вопросы в разделах перекликаются, но так и было задумано — чтобы самим себя перепроверить.

А теперь - внимание! - вопрос - просьба.

1) Посмотрите на результаты. Что кажется противоречивым, интересным, заслуживающим комментариев? Выскажитесь, пожалуйста.
2) Еще семинар не закончился, как у меня уже возникло желание опросник хорошо отредактировать, дополнив его новыми критериями. Наверное, и у вас такое желание есть. Предложения приветствуются. Можно прямо в виде формулировок вопросов для новой анкеты.



10 комментариев:

  1. Не вижу результатов. Отчет в виде картинки представлен?

    ОтветитьУдалить
  2. Это временное обновление ресурса SlideBoom.

    ОтветитьУдалить
  3. Странно, когда клал — все было ОК. Ну подождем.

    ОтветитьУдалить
  4. Хорошо, что предпринята попытка такой оценки. А если придираться...
    "новых видов деятельности" в сравнении с чем? Критическое мышление должно было проявляться или формироваться? Оптимальная организация урока оптимальна по отношению к чему? Короче, надо отточить формулировки вопросов.
    По второй части. Непонятно что значит "качественно отличается". Нужна градуировка шкалы. А потом, качественно может изменится в разные стороны:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ок, тогда не критикуем, а пишем свое, дополняем, изменяем. Здесь же не инвариант предложен, а материал для конструирования.

      Удалить
  5. На мой взгляд, ИКТ - очень размытое понятие. Я использовала на уроках презентации, блог. Принципиально разные варианты деятельности могут быть организованы, а значит, и критерии могут быть разные.

    Возможно, наиболее удачные параметры - новые виды деятельности учеников и учителей, облегчение проверки знаний учеников, умение работать с информацией (важно в информационном обществе), дешевизна, доступность и удобная наглядность, дополнительные возможности организации самостоятельной работы.

    ИКТ облегчают работу учителя, делают её более интересной и разнообразной, значительно расширяют информационное и школьное пространство, способствуют тому, что и учитель узнаёт всё больше нового для себя, ведь освоение новых технологий требует постоянного и частого обновления знаний педагога. Кроме знаний по информатике, учитель автоматически получает массу других знаний - как по своему предмету, так и по другим сферам. ИКТ способствуют расширению круга общения учителя, его кругозора, его социальной адаптации. Так как может оказаться, что всё это в достаточной мере есть у учителя только лишь на первый взгляд, и ИКТ могут помочь в данном вопросе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за предложение дополнительных критериев. Очень понравилось "облегчение проверки знаний учеников". Я бы даже расширила: "новые возможности подготовки к уроку для учеников и учителя". Хотя... Это, м.б., те самые новые виды деятельности и есть. Например, если часть материалов урока выкладывать в сеть, предлагать с ними ознакомиться заранее, а на урок выносить только вопросы, мнения, т.е. диалогическую часть? Или диалог, обсуждение переносить в сеть - в зависимости от особенностей изучаемого материала. Но, м.б., это - новые организационные возможности, которые уже заложены в наших критериях? Надо бы пообсуждать, что мы имеем в виду под теми или иными критериями. Я вот, когда закладывала "новые виды деятельности", имела в виду вполне конкретные вещи. В блоге учителя физики видела задание под названием "Озвучка". Учитель предлагает детям фрагмент научно-популярного фильма и просить озвучить его исходя из своих знаний по изучаемой теме. Ролики с разными вариантами "озвучки" выкладываются в сеть, ученики их просматривают и обсуждают. Таким образом, есть масса положительных эффектов: глубокое осмысление материала, решение компетентностных задач (не просто знание, а применение знаний, отбор материала, его структурирование и облечение в убедительную и лаконичную форму), отработка содержания - за счет многократного просматривания. Это реально новый вид деятельности, и он может быть использован не только на физике - и не только с видеофрагментами, но и фотографиями (фоторепортаж с подписями), слайдами (презентации) и пр.
      Еще хорошо - про новые информационные источники.

      Удалить
    2. Жаль, что нет ссылки на материалы с "Озвучкой"

      Удалить
  6. Это просто совпадение, но на Образовательной Галактике в это же самое время... http://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=13&showentry=2701

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за хорошую ссылку.

    ОтветитьУдалить