пятница, 17 февраля 2012 г.

Семинар в 548 школе

Вчера провели городской семинар «Блог в педагогической практике» в 548 школе Красносельского района. Наверное, каждый выскажет свою точку зрения. Зафиксирую, что отметил сам.

Понятно, что для такой школьной среды обязательно необходимы средства, оборудование и т.д. Ясно, что без постоянной поддержки директора (спасибо Алле Геннадьевне Харитоновой) такую школу не сделать. Да, учителя хорошие. Но я бы хотел еще раз подчеркнуть работу зам. по ИТ Ольги Алексеевны Пивненко. Мы вчера видели не случайный, разовый семинар, а мероприятие, демонстрирующее постоянную долгую работу по формированию информационной среды школы. Это в Петербурге умеет делать не очень много людей.

Вот план семинара:


Материалы выступлений размещены в соответствующем разделе сайта (презентации А.Г. Харитоновой, О.А. Пивненко и моя).

Потом было главное — сами уроки. Я специально пошел не на литературу (в которой хоть что-то, наверное, помню:)), а на математику. Использование блога в гуманитарном предмете было мне более понятно, чем в точном. Не берусь разбирать урок математики в 6 классе, но было видно, что дети с вебом на уроке не в первый раз работали, урок был рабочий и живой. Ну и сам узнал что-то новое: до вчерашнего дня не имел представления, что такое «модуль числа»:-)

Во время уроков все присутствовавшие заполняли лист наблюдений на уроке. Была идея обработать заполненные анкеты и попытаться посмотреть вероятностные показатели эффективности ИКТ на уроке. Автор листа — Зинаида Смирнова.

После посещения уроков собрались вновь в актовом зале. От каждой группы коллективное мнение высказывал один из гостей (конечно же, заранее императивно назначенный). Но большое им спасибо за отзывы:

— Костиной Ирине Николаевне, зам. по ИТ школы № 296 Фрунзенского района(отзыв на урок англ. яз.);
— Зайцевой Светлане Николаевне, учителю англ. языка школы № 295 Фрунзенского района (отзыв на урок англ. яз.);
— Барановой Наталье Сергеевне, зам. по ИТ ЛИКТ № 590 Красносельского района (отзыв на урок биологии);
— Кочневой Светлане Викторовне, к.п.н., районному методисту по литературе Адмиралтейского р-на (отзыв на урок литературы);
— Соколовой Ирине Семеновне, зам. по ИТ школы № 213 Фрунзенского района (отзыв на урок математики);
— Смирновой Марии Алексеевне, учителю начальных классов Центра обучения № 293 (Москва)(отзыв на урок информатики в нач. школе);
— Разживиной Елене Александровне, учителю начальных классов гимназии № 73 Выборгского района (отзыв на урок русского языка в нач. школе).

Вообще удивительно и очень приятно, что на семинар приезжала из Москвы Мария Смирнова, руководитель проекта Началка. Просто человек прочитал анонс, заинтересовался, сел и поехал. Ну потому что интересно, разве этого мало?

И повторюсь о важном. Два момента.

1. На сайте семинара в страницы уроков встроена возможность оставлять комментарии. Очень настоятельная просьба всем, кто был: обязательно прокомментируйте урок на котором побывали. Можно и лишний раз сказать «спасибо» (этого слишком много не бывает), но главное — можно оставить конструктивные предметные комментарии. Если будет необходимость, я думаю, что сами педагоги школы тоже выйдут на сетевой диалог. Такая рефлексия после проведенного урока очень важна.

2. Сегодня Жанна Ховрычева, учитель начальных классов, уже опубликовала свой маленький репортаж. Я пишу этот текст. Думаю, что вчера мы были на профессионально значимом мероприятии. Очень важно этот опыт распространять. Прошу по возможности не только написать комментарии к этому посту, но и высказать свое мнение о семинаре в собственных блогах. Интересный опыт коллег очень важно распространять.

Фотографии есть, конечно, но положу чуть позже.

P.S. Из личного. Сейчас в 548 школе преподает учитель английского языка Наталья Михайловна Вотте. Которая в 1985-1990 гг. учила английскому автора этих строк. Несколько раз в месяц все эти годы Наталья Михайловна вызывала родителей мальчика Юры со спокойными (или не очень) вопросами «Доколе?» и «Что делать?» Которая никогда так и не поставила мальчику Юре в четверти «4» — и вот на ее «тройке» вот уже больше двадцати лет мальчик Юра при необходимости сносно говорит по-английски и довольно бегло читает западные образовательные сайты. Учитель, которую я так боялся в школе и которую столько раз благодарил про себя потом. Вчера была встреча впервые через 22 года.


21 комментарий:

  1. Согласна с Жанной Ховрычевой. Информацию о подобном ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СОБЫТИИ нужно распространять везде - по"образовательным местам": в соцсетях, блогах, на Галактике хорошо бы сделать перепост этого сообщения и, если будут, других материалов по этому событию.

    Учитывая, сколько сил нужно на его организацию и как нужна эта информация тем, кто тащит веб2.0 технологии в свои школы в одиночку..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. «Начинай перестройку с себя!», как говорится. Люда, пиши!

      Удалить
    2. На семинар смогли попасть не все желающие, количество "счастливчиков" было жёстко регламентировано, что оправданно, во имя сохранения комфортных условий при проведении уроков. Ведь интерес к теме очень высок. И это не говоря об интересе учителей-единомышленников из разных уголков нашей страны и ближнего зарубежья. Поэтому наша информация особенно важна и востребована.

      Удалить
    3. И все-таки на уроке информатики было одно "вакантное" место. Нас, счастливчиков, было семеро. Это очень неправильно.

      Удалить
    4. Маша, с набором участником могли быть накладки. И если при организации 7 уроков на одном из них обнаружилось 1 вакантное место — думаю, это не повод укорять этим организаторов.

      Удалить
    5. Ну какой укор? Просто жалко, что регистрация рано закончилась. Мне уже двое питерских написали о том, что не попали.

      Удалить
  2. уже http://ljudmillar.blogspot.com/2012/02/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  3. Вот, Юра, интересно — это очень много. Просто так сорваться из другого города, потому что потусоваться хочется? Смешно. Мария ехала за делом. Мы туда шли тоже за этим. И мы это дело увидели.

    Сегодня директор моей школы ревностно меня расспрашивала про хорошую школу:
    — И чем же она хороша?
    — Понимаете, увидела столько людей, у которых глаза горят! И не за бумажку, а потому что им так хочется.
    — Сколько Вам нужно времени, чтобы у наших тоже глаза загорелись?

    Коллеги, чувствуете, что происходит? «Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!» Сколько мне нужно времени? Наверное, года полтора, чтобы сдвинуть с места эту махину. Но радостно, что администрация захотела шевелиться. Когда махина сдвинется, пахать мне и пахать до бесконечности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вчера на наших икт-посиделках после моего пламенного спича об увиденном самая "трудная" участница нашего миниклуба сказала: "мы и правда это можем. УЧИ!"
      Стоило ехать!

      Удалить
    2. Что пишешь 3й день? Отчет?

      Удалить
  4. Личное Ваше обрадовало бесконечно. Это тот самый отложенный педагогический результат, когда «злобный кривоногий карлик», ставивший двойки, вспоминается через годы с любовью и благодарностью.

    ОтветитьУдалить
  5. Мне очень понравился и семинар, и школа. Спасибо Алле Геннадьевне, такая хозяйка.Воспитанные, интеллигентные дети, которые пришли в школу учиться, а не тусоваться, спокойно ждут начала урока в коридорах (И дежурного учителя ставить не надо, чтобы пальчиком грозил и делал замечание), атмосфера большого уютного дома. И особые слова благодарности Пивненко Ольге Алексеевне, такой скромный человек, а какой объем работы проделан и проводится.Школе повезло с директором и зам.по ИКТ. Еще раз спасибо.

    ОтветитьУдалить
  6. Ощущение после семинара - удивительное. Я в этой школе работала - очень давно. И после ухода никогда не было желания переступит ее порог: неуютно там было и эмоционально, и физически. Сейчас это - теплый дом, оформленный с большим вкусом и с современной технологичностью. Красиво, уютно, свободно дышится. Ощущается системность работы и уважение к педагогам со стороны администрации. И удивительная слаженность - идейная и эмоциональная - тех, кто школой руководит.
    И отсюда результаты. ВСЕ уроки - судя по откликам коллег - интересны, все свидетельствуют о том, что с детьми именно так работают, что каждый увиденный нами урок - это верхушка айсберга, который по сути своей - тот самый современный педагогический процесс, соответствующий идеям и практикам "новой школы".
    И спасибо всем участникам. Давно не была на семинарах, где бы участники отличались таким уровнем живой заинтересованности и профессионализма.

    ОтветитьУдалить
  7. Уважаемые коллеги, поздравляю Вас и наш общий блог с присвоением номинации "Чудо-блог"! С большим удовольствием передаю эту эстафету. Удачи и дальнейшего развития нашему блог! И клуб, и блог очень нужны педагогам!
    http://elenaraszzi.blogspot.com/2012/02/blog-post_19.html
    С уважением, Разживина Елена

    ОтветитьУдалить
  8. Хочу поблагодарить всех, кого наш семинар не оставил равнодушным. Особенно приятно, что увиденное и услышанное послужило толчком к размышлениям и дальнейшему распространению сетевых технологий в школах. Хотелось бы побывать на подобных мероприятиях в других школах, поучиться их находкам и приемам. Спасибо за высокую оценку нашей работы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, равнодушных не было. Были созвучные.

      Удалить
  9. Семинар убедительно доказал, что "не Боги горшки обжигают", но педагогов "с горящими глазами" надо не только обучать, но и всячески поддерживать и развивать. Уверена, что многие побывавшие на реальных уроках, отчетливо поняли как можно по-другому, но о том же, что было и в классической методике (я про урок лит-ры, в частности) разговаривать с современными подростками. Собранный по крупинкам подобный опыт становится бесценным. И спасибо огромное умному руководителю школы, Алле Геннадьевне, и талантливому завучу,Ольге Алексеевне, создавшим новую среду в школе, где ИКТ не самоцель, а разумный инструмент педагогической поддержки и ученика, и учителя.

    ОтветитьУдалить
  10. Я работаю учителем математики в 548 школе и присутствовала на уроке своей колеги.Надо сказать спасибо за такие отзывы о необычных уроках с использованием ИКТ.Это требует от учителя действительно больших усилий при подготовке,но зато и результативность растет.Использовать работу в блогах на всех уроках просто не имеет смысла,а вот уроки введения в новую тему или закрепление материала перед контрольными работами- имеет смысл.Анкету прочитата на стронице "Пед.клуба".Анкета хорошая.Противоречий практически нет.Блогами учителя в школе занимаются года два и успешно применяем на уроках .Порой не хватает инструментов (Joogle),но детям уроки с ИКТ нравится всегда.С уважением Шкромада Елена Алексеевна.

    ОтветитьУдалить
  11. Итак, прошла неделя. Эмоции перестали зашкаливать, и, кажется, что вернулась способность рассуждать и анализировать.
    Увидеть урок на блоге – моя давнишняя мечта. Не то, чтобы я не представляла себе, что это такое. Нет, появилось желание увидеть другой, чужой урок, в создании которого я участия не принимала. Что-то вроде: «у меня – здорово, а как у других?»
    Так вот, работа с этими сервисами «на уроке у других» оказалась построена иначе: органичнее что ли, интенсивнее и эффективнее.
    Главное, на что хочется обратить внимание – большое количество различных видов деятельности, на основе web2.0-сервисов. Я, создавая свои уроки, сознательно выбирала 1-2 сервиса, полагая (как выяснилось теперь, что ошибочно), их избыток неизбежно повлечёт за собой уход от учебного материала, переключение акцентов на ИКТ-сервисы и инструменты, потерю драгоценного времени, переутомление учащихся и учителя. На данном уроке ничего этого не произошло. Я увидела современный урок английского языка, где учитель, работая с учебным материалом, находится в постоянном диалоге со своими учениками, где вся деятельность учащихся оптимизирована, переключение от одного вида деятельность к другому происходит практически незаметно, а веб-сервисы – инструменты, очень грамотно и со вкусом вплетенные в ход урока. Достигается это, с моей точки зрения, благодаря той технологии, ради которой мы собрались на семинар – урок, построенный на блоге.
    Во-вторых, изучая, тему «Путешествие» очень логично было совершить путешествие в неведомые края, но как оценить результат работы учащихся? Я, пересчитывая на уроке количество сервисов и видов деятельности учителя и учеников, была уверена, что на результат просто не хватит времени или сил. Однако, ученики не только совершили виртуальное путешествие на Барбадос, проложили туда маршрут из Санкт-Петербурга, прочитали информацию с официального сайта государства, но и заполнили информационную карту, получив, таким образом, результат своего путешествия, а заодно и урока. Согласитесь, за красочностью материала, за непривычностью использования на уроке интернет-сервисов, за небывалым их количеством на уроке, забыть о результативности немудрено. На этом уроке, помимо оценки, которую учитель выставит ученикам за работу с картами, был подведен ещё один итог. Это, на мой взгляд, замечательный прием. В ходе урока была построена диаграмма знаний учеников по теме до начала изучения материала и после него (кстати, тоже с помощью «вебдванольных» инструментов), таким образом, ученики еще и увидели результативность своей работы на графике.
    Спасибо, Татьяна Александровна! Вы талантливый педагог, не останавливайтесь на достигнутом. Спасибо за опубликованный материал урока. Желаю Вам успехов.
    Огромное спасибо организаторам семинара, всем, кто помог познакомиться с опытом интересным, долгожданным и очень востребованным! С нетерпением жду новых уроков и мероприятий.
    Костина Ирина

    ОтветитьУдалить