четверг, 16 февраля 2012 г.

Фото-кроссы... Как форма педагогической и образовательной деятельности

Наверное, надо сказать, что заметка эта появилась здесь по предложению Юрия Владимировича. Просто, чтобы было понятно, зачем опять (до этого было в Google+). Но новая форма обновила и содержание. А новое место потребовало какого-нибудь более содержательного заголовка. 
Теперь по существу.

Школьные фото-кроссы

Есть в нашей школе (питерской 550-й) молодые, интересные и энергичные учителя, которые уже не раз бегали осенним воскресным днем по городу в поисках объектов для фотографирования. Не просто фотогеничных объектов, а тех, которые лучше всего отвечают заданным темам. Короче говоря, Юлия Горохова, учитель русского языка и литературы, и Екатерина Новохацкая, учитель французского языка, — активные участники "Петебургских ФотоКроссов" (http://www.photocross.spb.ru/). Действуя по принципу "все лучшее — в дом", Юлия и Екатерина принесли в школу идею фото-кросса.

Первый фото-кросс был проведен 2 года назад. Его тема — "И в Петербурге мы немного парижане". На странице школьного портала можно прочитать интервью с участниками и организаторами этого проекта: 
http://portal.ort.spb.ru/projects/creative/DocLib1/photo_paris.aspx

Обычно заданием для команд (команда состоит из 2-3 человек, допускаются и "одиночки"; педагоги школы участвуют в конкурсе на общих основаниях) являются строчки из известных стихотворений, которые надо проиллюстрировать фотографией. Например, для осеннего фото-кросса, посвященного Александру Сергеевичу Пушкину, были выбраны такие строки:
«…Уж осени холодною рукою главы берез и лип обнажены….»
«…Здесь каждый шаг в душе рождает воспоминанья прежних лет…»
«…Там день и ночь кружится желтый лист, стоит туман на волнах охладелых, и слышится мгновенный ветра свист…»

Строчки из "послекроссового" интервью.
Ольга Тузова, учитель, участник фото-кросса:
"Сначала предложенные темы вырисовывались в обычные  сюжеты, буквально передающие смысл стихотворных строк. Но хотелось пойти по другому, ассоциативному, пути. Но кросс на то и кросс, что сюжеты приходят сами, не выдумываются, не строятся в голове".

Екатерина Новохацкая, учитель, вдохновитель и организатор фото-кроссов:
"Школе нужны такие мероприятии! Различные творческие выставки, где мы можем наблюдать достижения ребят – это просто замечательно!  Ведь у каждого человека должно быть занятие, где он успешен. Это не всегда может быть учеба. Поэтому  успеваемость по тем или иным предметам не может говорить о вас, как о Человеке. У них могут быть другие увлечения, где они успешны. Должна быть возможность, где можно показать себя с другой стороны. Тогда, может быть, учителя по-другому будут смотреть на этого ученика!"

В этом году зимний фото-кросс был не совсем обычным. Идею предложили учителя истории Надежда Белова и Нина Чебаевская. На этот раз участникам предстояло не только сделать интересные и красивые фотографии, но сначала найти объекты по их шифрованному описанию. Все они являются архитектурными и скульптурными памятниками Отечественной войны 1812 года.
Об этом проекте здесь: https://sites.google.com/site/fotocross1812/

Мы рады будем расширению границ школьного фото-кросса и приглашаем коллег присоединиться к этому интересному и полезному проекту. Следующий фото-кросс планируется провести в апреле-мае. 

Тузова Ольга Алексеевна, учитель информатики, участник и организатор школьных фото-кроссов


6 комментариев:

  1. С удовольствием присоединимся! Ждем тему кросса.)

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга, спасибо за пост. Все почитали. Думаю, что в обозримом времени присоединимся к этому виду деятельности.

    ОтветитьУдалить
  3. Вдогонку фотокроссу )))
    В начале 2000-х годов в городе проводилась проектная олимпиада по ИКТ (организатор - Юрий Любомирович Пигичка). На одной из последних олимпиад на очном туре было интересное задание, чем-то похожее на фотокроссы, но с большей степенью неопределенности.
    Команды получали маршрут, обозначались временные рамки и итоговый продукт. Итоговый продукт - тематический репортаж с маршрута, опубликованный в сети. Обязательные характеристики этого результата: наличие визуальной и текстовой информации, элементов интервью. Желательные характеристики - проблемность, тематическое и стилистическое единство, наличие определенного замысла и адекватных средств его воплощения.
    Детям моей команды достался по улице Правды - от памятника Слепому до памятника Достоевскому. Понятно, что символическое содержание репортажа было предопределено. День был весенний, в этот день проводился субботник. Мозговой штурм мы с детьми провели быстро - и в итоге появилось название - "Репортаж с улицы Правды". Оно определило во многом тональность репортажа, а тут еще и Достоевский - короче, стало понятно, что без поисков какой-то - пусть даже самой простой - истины - было уже не обойтись. И дети стали приставать к прохожим на улице с просьбой ответить на вопрос об их отношении к субботнику. Получилось, что несколько разных точек зрения мы услышали - причем диаметрально противоположных: от "это забота и ответственность коммунальных служб, чтобы в городе было чисто" - до "а мы только что закончили свой двор убирать", от "тут всякая шушера будет окурки и бычки бросать, а мы за ними не уборщики" - до... В итоге получился довольно острый репортаж - с фотографиями, интервью, рассуждениями. Выложили в сеть - с фотографиями, видеороликами и текстами философско-публицистического свойства.
    Почему я так подробно? А вот почему. Такой вид деятельности может ориентироваться на разные образовательные результаты - в зависимости от постановки задачи.
    Иллюстрирование поэтических строк фотографиями - развитие образного, ассоциативного мышления и творческого воображения, способности видеть глубину и символический смысл в тексте и картинке.
    Поиск и съемка "зашифрованных" объектов - это замечательный игровой способ закрепления знаний, развитие мышления, логики.
    Задание с неопределенными условиями - это явное проектное задание - со всем тем, что может дать хороший проект - от навыков командного взаимодействия и до...
    А давайте попробуем подумать и классифицировать задания, в основе которых - идея фотокроссов: что можно делать, зачем и с каким возрастом.

    ОтветитьУдалить
  4. Одну виртуальную группу, которая занимается сейчас на одном из образовательных форумов :) сопроектированием в "парковом проекте", тоже очень сильно занимает вопрос планирования образовательных результатов. И в конкртеном проекте и вообще, для "образования вне классной комнаты"...

    Так что спасибо за пост Ольге Алексеевне и за содержательный комментарий Зинаиде Юльевне! Пишите, пожалуйста, еще.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за комментарии! Я на некоторое время выпала из обсуждения, но уже возвращаюсь к жизни:) Зинаида Юльевна, спасибо за подробный и глубокий комментарий. Нужно некоторое время для обдумывания. И постараюсь подключить своих коллег.

    ОтветитьУдалить