Тема занятий – «Подготовка к сочинению об осеннем листочке»
Дата проведения – октябрь 2011 г.
Возрастная категория – 5 класс (два 5 класса)
Цель занятий – подготовить учащихся к домашнему сочинению
Используемые веб-инструменты: Picasa, Blogger, Google аккаунт, Google Документ, Google форма
Форма организации деятельности учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная
Этапы работы
1. Домашняя подготовка к сочинению (Вся информация дублировалась перед уроком на блоге «Для тех, кто хочет знать…»)
I. Фотоохота
1. Учащиеся фотографируют осенний лист/осенние листья. (Листочек должен быть таким интересным (по цвету, форме и т.д.), чтобы его захотелось описать.)
2. Каждый учащийся загружает в Picasa (общий альбом двух классов) 1 или 2 фотографии осеннего листочка.
3. Автор снимка подбирает название и размещает в поле "Подпись к фотографии".
3. Автор снимка подбирает название и размещает в поле "Подпись к фотографии".
II. Совместная домашняя работа с фотографиями в Picasa (накопление языкового материала для сочинения)
Учащиеся просматривают все фотографии и комментируют понравившиеся.
Требования к названию фотографии и комментариям – создать яркий словесный образ осеннего листочка.
При написании сочинения каждый ученик будет иметь право использовать в своей работе понравившийся образ, языковое средство и т. д.
2. Обсуждение на уроке совместно созданного альбома фотографий осенних листьев
– Какие фотографии понравились? Почему?
– Какие комментарии показались вам самыми интересными? Почему?
– Какие комментарии показались вам самыми образными? Почему?
– Какие художественные средства использовали в подписи, комментариях? И т.д.
3. Групповая работа на уроке в Google Документах
Задания для групп.
(В Google Документе использовались некоторые упражнения из «Рабочей тетради по русскому языку. 5 класс, I полугодие» Брусиной А. Е.)
(В Google Документе использовались некоторые упражнения из «Рабочей тетради по русскому языку. 5 класс, I полугодие» Брусиной А. Е.)
Примечание
1. Намеченная групповая работа в Google Документах не состоялась по техническим причинам. Поэтому группы работали на уроке с распечатанными заданиями.
2. После работы на уроке сформировались 5 групп, которые захотели вместе поработать дома в Google Документах. Для этих групп были составлены новые задания в Google Документах.
Результаты работы в Google Документах некоторых групп: группа № 1, группа № 3, группа№ 4.
4. Примеры сочинений учащихся
5. Рефлексия после написания сочинений
После написания сочинения об осеннем листочке учащимся было предложено по желанию заполнить Google форму для самоанализа эффективности выполненных заданий в качестве подготовки к сочинению.
Рефлексия учителя
Возникшие трудности:
1. Большое количество постоянно обновляющихся комментариев учащихся. Надо было отследить ошибки для последующего исправления учеником.
2. Учащиеся не хотели исправлять ошибки в комментариях к фотографиям. В работе участвовали с воодушевлением, но до момента редактирования своих высказываний.
3. Учащиеся не владеют элементарными навыками пользователя ПК. Весь период работы учащихся в Picasa, Google Документах постоянно консультировала ребят. Поэтому работа в Google Документах «растянулась» на недели. Некоторые учащиеся в результате отказались продолжать работу, ссылаясь на нехватку времени.
Несмотря на возникшие трудности, работа была очень интересная, насыщенная, творческая!
Все свои эмоциональные переживания готова описать на встрече Клуба!
Светлана! Молодец!
ОтветитьУдалитьЯ представляю, какая проделана большая работа.
Я работаю в Google документах с 11 классом, а уж с 5 классом! В 11 классе тоже не все участвуют в работе, не все исправляют ошибки.
Если работают даже несколько человек, то уже прекрасно. Это значит, что все усилия не были напрасными.
Умница! Очень хорошо описала свою работу, все четко и логично.
Спасибо! Теперь другие уже смогут пойти по проторенной тропе.
Светлана, Молодец!Замечательный ход. А уж то, что работа была для 5 класса, дорогого стоит. Присоединюсь к предыдущему оратору: и в 11-м не всегда удается привлечь к работе большинство, но они обладают бОльшими навыками работы с ПК, нежели 5-классники.
ОтветитьУдалитьСпасибо. Дорогу осилит идущий.
Зато если начинать работу с 5 класса, то к 8 проблем с пользовательскими навыками не останется. Тем более, что пионеры прекрасно взаимообучаются. Иногда и учителю могут что-то подсказать.
ОтветитьУдалитьСветлана, спасибо.
1981 год, 5 класс, урок развития речи... Если убрать фотографии, Интернет и итоговое анкетирование - ничего не изменилось. Примите это не как оценку по шкале "хорошо - плохо", а как бесстрастное наблюдение.
ОтветитьУдалитьПредложи мне кто написать об осеннем листке - я бы вместо списка прилагательных стал бы вспоминать все, что уже об этом написано - стихи, песни... И обнаружил бы, что у каждого автора осенний лист - это только повод, способ сказать о том, что его волнует. А потом я написал бы о том, что волнует меня. И пусть осенний лист мне в этом поможет...
Согласна, цель, содержание урока не изменились. Данный урок можно провести и без интернет-технологий, причем результат будет не хуже. Просто уже скучно. Есть возможность расширить список инструментов, эти инструменты интересны детям. При нынешней низкой мотивации к учебе все средства, в том числе веб, в борьбе за ученика важны! :-)))
ОтветитьУдалитьИдея занятия, предложенная Вами, замечательная. Но тогда цель будет другая. Цель же наших занятий была очень конкретная, прикладная - научиться описывать осенний листик. Для этого и набирался языковой материал при работе с фотографиями, Гугл Документами.
Возможно, вы согласитесь, что 5-классники пока не умеют описывать не только то, что их волнует, но и конкретные предметы. И этому надо учить.
Спасибо за идею! Буду думать...
Светлана, большое спасибо! С огромным интересом познакомился с Вашим опытом. Мне вот что интересно: после проведения этой работы дети требуют «продолжения банкета» или «нуууу, это очень трудно»?
ОтветитьУдалитьМногие дети говорили,что было интересно. Но продолжения банкета не требовали. :-)
ОтветитьУдалитьЭто же не переписка в Контакте. Тут учителка требует комментарии писать без ошибок, контролирует, кто исправил. а кто нет... В Гугл Документах отслеживает, кто и как выполнил задание.
А если без шуток, то повторю: в 5-классниках и 6-классниках меня поразило , что все мои придумки с веб большинству "по барабану". Главное, чтобы "не напрягали"...
СВЕТА, МОЛОДЕЦ !!!
ОтветитьУдалить1. К сожалению, большинству "по барабану" и в 11 классе.
ОтветитьУдалить2. Описывать конкретные предметы не могут и 11-классники. И их тоже нужно учить этому.
3. Работу с веб нужно продолжать. Они постепенно привыкнут и оценят преимущества такой работы.
Я считаю, что в более старших классах подобная работа прекрасна, а в 5-м - просто гениальна. Не совсем верно утверждение, что в 81-м году было тоже самое. Главное отличие в том, что здесь была возможность всех ребят видеть работы друг друга сразу на экране компьютера. Еще я вижу отличие в том, что учитель намного выше становится в глазах учащихся, так как он и знает больше, и уже разобрался в сетевых сервисах, а дети - только в контакте и в играх.
ОтветитьУдалитьЛично по моему опыту, как ни странно, но чем младше класс, тем меньше ребята стесняются показывать свои работы другим, менее закостенелые у них формы учебной работы, и тем легче им дается работа в сети, потому что этот новый вид учебы осваивать старшим труднее. Я дала задание: в сети написать одно предложение или в тетради - текст на два листа. Что многие старшеклассники выбрали? Текст в тетради!..