вторник, 22 ноября 2011 г.

Веб-инструменты на уроке развития речи

Тема занятий – «Подготовка к сочинению об осеннем листочке»
Дата проведения – октябрь 2011 г.
Возрастная категория – 5 класс (два 5 класса)
Цель занятий – подготовить учащихся к домашнему сочинению
Используемые веб-инструментыPicasa,  Blogger, Google аккаунт, Google Документ, Google форма
Форма организации деятельности учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная


Этапы работы
1. Домашняя подготовка к сочинению (Вся информация дублировалась перед уроком на блоге «Для тех, кто хочет знать…»)
 I. Фотоохота
1. Учащиеся фотографируют осенний лист/осенние листья. (Листочек должен быть таким интересным (по цвету, форме и т.д.), чтобы его захотелось описать.)
2. Каждый учащийся загружает в Picasa (общий альбом двух классов) 1 или 2 фотографии осеннего листочка.
3. Автор снимка подбирает название и размещает в поле "Подпись к фотографии".

II. Совместная домашняя работа с фотографиями в
Picasa (накопление языкового материала для сочинения)
Учащиеся просматривают все фотографии и комментируют понравившиеся.
Требования к названию фотографии и комментариям – создать яркий словесный образ осеннего листочка.

При написании сочинения каждый ученик будет иметь право использовать в своей работе понравившийся образ, языковое средство и т. д.

2. Обсуждение на уроке совместно созданного альбома фотографий осенних листьев
– Какие фотографии понравились? Почему?
– Какие комментарии показались вам самыми интересными? Почему?
– Какие комментарии показались вам самыми образными? Почему?
– Какие художественные средства использовали в подписи, комментариях? И т.д.

С результатами совместной работы учащихся 5А, Б кл. в Picasa можно познакомиться  здесь.

3. Групповая работа на уроке в Google Документах
      
 Задания для групп. 
(В Google Документе использовались некоторые упражнения из «Рабочей тетради по русскому языку. 5 класс, I полугодие» Брусиной А. Е.)

Примечание
1. Намеченная групповая работа в Google Документах не состоялась по техническим причинам. Поэтому группы работали на уроке с распечатанными заданиями.
2. После работы на уроке сформировались 5 групп, которые захотели вместе поработать дома в Google Документах. Для этих групп были составлены новые задания в Google Документах.

Результаты  работы в Google Документах некоторых групп: группа № 1, группа № 3, группа№ 4.

4. Примеры сочинений учащихся

5. Рефлексия после написания сочинений

 После написания сочинения об осеннем листочке учащимся было предложено по желанию заполнить Google форму для самоанализа эффективности выполненных заданий в качестве подготовки к сочинению.
С результатами опроса можно познакомиться здесь.

Рефлексия учителя

Возникшие трудности:
1. Большое количество постоянно обновляющихся комментариев учащихся. Надо было отследить ошибки для последующего исправления учеником.
2. Учащиеся не хотели исправлять ошибки в комментариях к фотографиям. В работе участвовали с воодушевлением, но до момента редактирования своих высказываний.
3. Учащиеся не владеют элементарными навыками пользователя ПК.  Весь период работы учащихся в Picasa, Google Документах постоянно консультировала ребят. Поэтому работа в Google Документах «растянулась» на недели. Некоторые учащиеся в результате отказались продолжать работу, ссылаясь на нехватку времени.

Несмотря на возникшие трудности, работа была очень интересная, насыщенная, творческая!

Все свои эмоциональные переживания готова описать на встрече Клуба!

10 комментариев:

  1. Светлана! Молодец!
    Я представляю, какая проделана большая работа.
    Я работаю в Google документах с 11 классом, а уж с 5 классом! В 11 классе тоже не все участвуют в работе, не все исправляют ошибки.
    Если работают даже несколько человек, то уже прекрасно. Это значит, что все усилия не были напрасными.
    Умница! Очень хорошо описала свою работу, все четко и логично.
    Спасибо! Теперь другие уже смогут пойти по проторенной тропе.

    ОтветитьУдалить
  2. Светлана, Молодец!Замечательный ход. А уж то, что работа была для 5 класса, дорогого стоит. Присоединюсь к предыдущему оратору: и в 11-м не всегда удается привлечь к работе большинство, но они обладают бОльшими навыками работы с ПК, нежели 5-классники.
    Спасибо. Дорогу осилит идущий.

    ОтветитьУдалить
  3. Зато если начинать работу с 5 класса, то к 8 проблем с пользовательскими навыками не останется. Тем более, что пионеры прекрасно взаимообучаются. Иногда и учителю могут что-то подсказать.

    Светлана, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. 1981 год, 5 класс, урок развития речи... Если убрать фотографии, Интернет и итоговое анкетирование - ничего не изменилось. Примите это не как оценку по шкале "хорошо - плохо", а как бесстрастное наблюдение.
    Предложи мне кто написать об осеннем листке - я бы вместо списка прилагательных стал бы вспоминать все, что уже об этом написано - стихи, песни... И обнаружил бы, что у каждого автора осенний лист - это только повод, способ сказать о том, что его волнует. А потом я написал бы о том, что волнует меня. И пусть осенний лист мне в этом поможет...

    ОтветитьУдалить
  5. Согласна, цель, содержание урока не изменились. Данный урок можно провести и без интернет-технологий, причем результат будет не хуже. Просто уже скучно. Есть возможность расширить список инструментов, эти инструменты интересны детям. При нынешней низкой мотивации к учебе все средства, в том числе веб, в борьбе за ученика важны! :-)))
    Идея занятия, предложенная Вами, замечательная. Но тогда цель будет другая. Цель же наших занятий была очень конкретная, прикладная - научиться описывать осенний листик. Для этого и набирался языковой материал при работе с фотографиями, Гугл Документами.
    Возможно, вы согласитесь, что 5-классники пока не умеют описывать не только то, что их волнует, но и конкретные предметы. И этому надо учить.
    Спасибо за идею! Буду думать...

    ОтветитьУдалить
  6. Светлана, большое спасибо! С огромным интересом познакомился с Вашим опытом. Мне вот что интересно: после проведения этой работы дети требуют «продолжения банкета» или «нуууу, это очень трудно»?

    ОтветитьУдалить
  7. Многие дети говорили,что было интересно. Но продолжения банкета не требовали. :-)
    Это же не переписка в Контакте. Тут учителка требует комментарии писать без ошибок, контролирует, кто исправил. а кто нет... В Гугл Документах отслеживает, кто и как выполнил задание.
    А если без шуток, то повторю: в 5-классниках и 6-классниках меня поразило , что все мои придумки с веб большинству "по барабану". Главное, чтобы "не напрягали"...

    ОтветитьУдалить
  8. 1. К сожалению, большинству "по барабану" и в 11 классе.
    2. Описывать конкретные предметы не могут и 11-классники. И их тоже нужно учить этому.
    3. Работу с веб нужно продолжать. Они постепенно привыкнут и оценят преимущества такой работы.

    ОтветитьУдалить
  9. Я считаю, что в более старших классах подобная работа прекрасна, а в 5-м - просто гениальна. Не совсем верно утверждение, что в 81-м году было тоже самое. Главное отличие в том, что здесь была возможность всех ребят видеть работы друг друга сразу на экране компьютера. Еще я вижу отличие в том, что учитель намного выше становится в глазах учащихся, так как он и знает больше, и уже разобрался в сетевых сервисах, а дети - только в контакте и в играх.
    Лично по моему опыту, как ни странно, но чем младше класс, тем меньше ребята стесняются показывать свои работы другим, менее закостенелые у них формы учебной работы, и тем легче им дается работа в сети, потому что этот новый вид учебы осваивать старшим труднее. Я дала задание: в сети написать одно предложение или в тетради - текст на два листа. Что многие старшеклассники выбрали? Текст в тетради!..

    ОтветитьУдалить