Есть идея предварительного обсуждения проблематики семинара в 548 школе.
Будут показаны уроки по разным предметам с использованием блога и других сетевых сервисов. Давайте попробуем заранее обозначить некоторые критерии оценки. Обращаю внимание, мы будем оценивать не сами учебные блоги (эта задача неплохо решена, на мой взгляд, в статье Людмилы Рождественской «Как оценить образовательный блог?»), а именно уроки с их использованием.
Здесь, скорее, будет идти речь об оправданности использования в конкретной учебной ситуации конкретных ИТ-инструментов. По-моему, в качестве исходной точки рассуждения можно взять такую. Мы можем назвать урок успешным при условии:
а) ИТ-инструменты не заменяют действия учителя, а работают самостоятельно;
б) ИТ помогают учителю изменить роль: от «вещателя» к организатору деятельности;
в) ИТ выводит учеников на самостоятельную поисковую деятельность.
Давайте продолжим? Было бы интересно услышать ваше мнение.
ИТ приводят к совместному творчеству ученика и учителя.
ОтветитьУдалитьИТ являются средством повышения мотивации учащихся к учебной деятельности.
ОтветитьУдалитьМоя мечта. :-))
Не только учащихся, но и учителей:))
УдалитьСвета, а что тут метать? Являются. Честное слово.
ОтветитьУдалить@Елена Воронина. Как оценивать творчество? Баллами? Нужны более формализованные критерии.
ОтветитьУдалить@Силина Светлана. Являются. Как считать?
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьКоллеги, дорогие, ну что же вы так вцепились в эти баллы?
ОтветитьУдалить@Елена Воронина. Я согласен с Вами, что это вещи мало формализуемые. Но попытаться можно, потому что иначе каждый пример деятельности уникален и не переносится, не отчуждается. Тогда какой смысл смотреть: вот у меня получается, как сделал — не знаю, у вас все равно не получится. Так?
ОтветитьУдалитьХочу добавить к вышесказанному:
ОтветитьУдалить1. ИТ-инструменты помогают визуализировать учебные знания, задействовать различные каналы восприятия для достижения лучшего результата освоения информации на уроке.
2. Через ИТ-инструменты, используемые на уроке, идет социализация учащихся. Воспитывается культура применения сетевых технологий.
3. ИТ-инструменты, предлагаемые учителем, могут работать как средства самообразования учеников в дальнейшем.
Нет, Юрий, не так. Смотреть чужой опыт невероятно важно. И своим делиться тоже. Иначе — зачем?
ОтветитьУдалитьОльга Пивненко пишет про самообразование. Важнее вещи не знаю. На мой взгляд, задача школы — дать толчок к нему.
Как оценивать творчество? Если ученик ЗАХОТЕЛ творить с учителем - это победа. Мы работаем не на один урок, а на будущее.
ОтветитьУдалитьА я, присоединяясь к высказанному,добавлю,что для меня эталон-моделирование учебного процесса, когда ИКТ становятся средством обучения, обуславливающим учебный процесс.Тогда позиция учителя и ученика активна, они вовлечены в коммуникативную деятельность, познавательный процесс.Ученик формирует собственное знание под руководством учителя, используя имеющиеся знания и возможности Интернета.
ОтветитьУдалитьИТ становится средством повышения мотивации учащихся к учебе тогда, когда ученик, получая задание, в нетерпении бежит к компьютеру, когда ему хочется поделиться с одноклассниками, учителем тем, что он узнал, чему научился. Когда сыпятся вопросы: "А что еще? А что мы эту тему закончили изучать? А когда опять будем работать с блогом, Google Документами, роликами и проч.?" и т.д и т.п.
ОтветитьУдалитьПо-моему, самый главный критерий для ИТ на уроке- удивленный и расстроенный возглас учеников:"А что урок уже закончился? Мы и не заметили."
@Ээльмаа Юрий
ОтветитьУдалитьЮр, хороший вопрос о оценивании творчества. На мой взгляд, здесь уместно только формирующее оценивание.
В рамках моего урока ученики снимают видео, создают "обучалки", придумывают комиксы, стоят карты ума и так далее. Как оценить такую работу? Ответ - при помощи формирующего оценивания. С этого учебного года работаю только так.
На уроке с использованием ИТ я бы оценивала вот что.
ОтветитьУдалить1) Появление новых видов деятельности у учителя или ученика или оптимизация хорошо известных.
Кому-то может этот критерий показаться излишне формальным, но для меня он важен. Потому что не стоит усложнять, да и добра от добра не ищут. Есть традиционные и результативные форматы - вот и надо с ними работать. А то учитель зачем-то - непонятно зачем - сделал презентацию (блог, флэш-ролик и пр.), детям показал - и считается, что это уже ИТ на уроке. А зачем - непонятно.
2) Развивающий потенциал ИТ.
Что дает ребенку использование ИТ-инструмента в смысле формирования тех самых метапредметных умений, ориентированных на формирование познавательной самостоятельности, критического мышления, способностей сопоставлять, сравнивать, обобщать, выделять главное, искать информацию, оценивать ее - и всяких других полезных интеллектуальных способностей.
3) Роль ИТ для решения предметных задач.
Как ИТ помогают сделать содержание понятнее, доступнее, нагляднее, живее, интереснее - или навыки какие-то чисто предметные формировать, закреплять.
4) Роль ИТ для решения организационных задач.
Как ИТ способствуют оптимальной организации урока или самостоятельной работы - в смысле обмена информацией между учениками, организации группового взаимодействия, обратной связи, контроля. М.б., они создают игровую интригу урока или поддерживают соревновательность. Короче - являются ли средством организации учебной деятельности или просто используются локально. И то, и другое хорошо - лишь бы осмысленно, но это уже - к п. 1.
5) Стимулирующий потенциал использования ИТ. Насколько для детей привлекательна та деятельность, которую позволяет организовать использование ИТ, насколько она стимулирует их к продолжению активной познавательной или творческой деятельности.
М.б., мои критерии очень формальные, но без формализации невозможно говорить об оценке, т.к. один назовет лимон желтым, другой - кислым, третий - пупырчатым, четвертый - экзотическим, пятый - цитрусовым, шестой - полезным. И каждый будет совершенно прав, но сравнить при этом два лимона не получится.
ЗЮ вечно как киллер дискуссий. Контрольный выстрел. Что добавлять? :))
ОтветитьУдалить