суббота, 28 января 2012 г.

Как оценить урок?

Есть идея предварительного обсуждения проблематики семинара в 548 школе.

Будут показаны уроки по разным предметам с использованием блога и других сетевых сервисов. Давайте попробуем заранее обозначить некоторые критерии оценки. Обращаю внимание, мы будем оценивать не сами учебные блоги (эта задача неплохо решена, на мой взгляд, в статье Людмилы Рождественской «Как оценить образовательный блог?»), а именно уроки с их использованием.

Здесь, скорее, будет идти речь об оправданности использования в конкретной учебной ситуации конкретных ИТ-инструментов. По-моему, в качестве исходной точки рассуждения можно взять такую. Мы можем назвать урок успешным при условии:

а) ИТ-инструменты не заменяют действия учителя, а работают самостоятельно;
б) ИТ помогают учителю изменить роль: от «вещателя» к организатору деятельности;
в) ИТ выводит учеников на самостоятельную поисковую деятельность.

Давайте продолжим? Было бы интересно услышать ваше мнение.

16 комментариев:

  1. ИТ приводят к совместному творчеству ученика и учителя.

    ОтветитьУдалить
  2. ИТ являются средством повышения мотивации учащихся к учебной деятельности.
    Моя мечта. :-))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не только учащихся, но и учителей:))

      Удалить
  3. Света, а что тут метать? Являются. Честное слово.

    ОтветитьУдалить
  4. @Елена Воронина. Как оценивать творчество? Баллами? Нужны более формализованные критерии.

    @Силина Светлана. Являются. Как считать?

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. Коллеги, дорогие, ну что же вы так вцепились в эти баллы?

    ОтветитьУдалить
  7. @Елена Воронина. Я согласен с Вами, что это вещи мало формализуемые. Но попытаться можно, потому что иначе каждый пример деятельности уникален и не переносится, не отчуждается. Тогда какой смысл смотреть: вот у меня получается, как сделал — не знаю, у вас все равно не получится. Так?

    ОтветитьУдалить
  8. Хочу добавить к вышесказанному:
    1. ИТ-инструменты помогают визуализировать учебные знания, задействовать различные каналы восприятия для достижения лучшего результата освоения информации на уроке.
    2. Через ИТ-инструменты, используемые на уроке, идет социализация учащихся. Воспитывается культура применения сетевых технологий.
    3. ИТ-инструменты, предлагаемые учителем, могут работать как средства самообразования учеников в дальнейшем.

    ОтветитьУдалить
  9. Нет, Юрий, не так. Смотреть чужой опыт невероятно важно. И своим делиться тоже. Иначе — зачем?

    Ольга Пивненко пишет про самообразование. Важнее вещи не знаю. На мой взгляд, задача школы — дать толчок к нему.

    ОтветитьУдалить
  10. Как оценивать творчество? Если ученик ЗАХОТЕЛ творить с учителем - это победа. Мы работаем не на один урок, а на будущее.

    ОтветитьУдалить
  11. А я, присоединяясь к высказанному,добавлю,что для меня эталон-моделирование учебного процесса, когда ИКТ становятся средством обучения, обуславливающим учебный процесс.Тогда позиция учителя  и ученика активна, они вовлечены в коммуникативную деятельность, познавательный процесс.Ученик  формирует собственное знание под руководством учителя, используя имеющиеся знания и возможности Интернета.

    ОтветитьУдалить
  12. ИТ становится средством повышения мотивации учащихся к учебе тогда, когда ученик, получая задание, в нетерпении бежит к компьютеру, когда ему хочется поделиться с одноклассниками, учителем тем, что он узнал, чему научился. Когда сыпятся вопросы: "А что еще? А что мы эту тему закончили изучать? А когда опять будем работать с блогом, Google Документами, роликами и проч.?" и т.д и т.п.
    По-моему, самый главный критерий для ИТ на уроке- удивленный и расстроенный возглас учеников:"А что урок уже закончился? Мы и не заметили."

    ОтветитьУдалить
  13. @Ээльмаа Юрий

    Юр, хороший вопрос о оценивании творчества. На мой взгляд, здесь уместно только формирующее оценивание.

    В рамках моего урока ученики снимают видео, создают "обучалки", придумывают комиксы, стоят карты ума и так далее. Как оценить такую работу? Ответ - при помощи формирующего оценивания. С этого учебного года работаю только так.

    ОтветитьУдалить
  14. На уроке с использованием ИТ я бы оценивала вот что.
    1) Появление новых видов деятельности у учителя или ученика или оптимизация хорошо известных.
    Кому-то может этот критерий показаться излишне формальным, но для меня он важен. Потому что не стоит усложнять, да и добра от добра не ищут. Есть традиционные и результативные форматы - вот и надо с ними работать. А то учитель зачем-то - непонятно зачем - сделал презентацию (блог, флэш-ролик и пр.), детям показал - и считается, что это уже ИТ на уроке. А зачем - непонятно.
    2) Развивающий потенциал ИТ.
    Что дает ребенку использование ИТ-инструмента в смысле формирования тех самых метапредметных умений, ориентированных на формирование познавательной самостоятельности, критического мышления, способностей сопоставлять, сравнивать, обобщать, выделять главное, искать информацию, оценивать ее - и всяких других полезных интеллектуальных способностей.
    3) Роль ИТ для решения предметных задач.
    Как ИТ помогают сделать содержание понятнее, доступнее, нагляднее, живее, интереснее - или навыки какие-то чисто предметные формировать, закреплять.
    4) Роль ИТ для решения организационных задач.
    Как ИТ способствуют оптимальной организации урока или самостоятельной работы - в смысле обмена информацией между учениками, организации группового взаимодействия, обратной связи, контроля. М.б., они создают игровую интригу урока или поддерживают соревновательность. Короче - являются ли средством организации учебной деятельности или просто используются локально. И то, и другое хорошо - лишь бы осмысленно, но это уже - к п. 1.
    5) Стимулирующий потенциал использования ИТ. Насколько для детей привлекательна та деятельность, которую позволяет организовать использование ИТ, насколько она стимулирует их к продолжению активной познавательной или творческой деятельности.

    М.б., мои критерии очень формальные, но без формализации невозможно говорить об оценке, т.к. один назовет лимон желтым, другой - кислым, третий - пупырчатым, четвертый - экзотическим, пятый - цитрусовым, шестой - полезным. И каждый будет совершенно прав, но сравнить при этом два лимона не получится.

    ОтветитьУдалить
  15. ЗЮ вечно как киллер дискуссий. Контрольный выстрел. Что добавлять? :))

    ОтветитьУдалить